Тесты узлов, серия очередная
Источник: RISK.RU . Автор: Владимир Молодожён
Больше новостей в преддверии сезона!
Дисклеймер — статья полна непонятных чисел, в ней отсутствуют интриги человеческих взаимоотношений на высоте 8К+, беспечный девичий смех и гедонизм во всех его проявлениях - что, безусловно, печалит не только читателей, но и авторов. Читать рекомендуется перед сном, для борьбы с бессонницей.
Говоря сухим языком протокола, в рамках программы по обновлению методических рекомендаций УМК ФАР, с учетом использования современных материалов и экипировки, при поддержке компаний VENTO, SingingRock и Lanex (Tendon), был проведен ряд испытаний, связанных с применением некоторых популярных узлов.
Проще говоря, мы провели несколько дней, проверяя общие соображения и перепроверяя ряд зарубежных источников. Внимательной инспекции были подвергнуты узлы стремя и полусхватывающий, завязанные на карабине, а так же дубовый (он же European Dead Knot, он же EDK), — как они себя ведет на разных материалах, чтобы оценить границы применимости и прочие особенности использования.
Так же были проверены различные способы соединения петель разной ширины и из разных материалов, для оценки оптимального варианта при практическом применении.
Все испытания проводились в сертифицированной лаборатории, результаты представляют собой усредненные величины по, как минимум, трем образцам в каждом варианте испытаний.
Все узлы перед испытанием затягивались тестовым усилием 0,1кН. Значения протравливания более 70 мм означают, что материал протравливался под постоянной нагрузкой через узел, вплоть до ограничителя. Ограничитель представлял собой или карабин, или контрольный узел, вид ограничителя не влиял на результат испытания. В этом случае измерялось среднее усилие протравливания, и далее усилие разрыва при зафиксированном ограничителе.
Все тестируемые материалы были новые, без следов и признаков использования. При адаптации полученных результатов к практике, необходимо учитывать, что воздействие на материал абразивных нагрузок, а так же УФ-излучения может значительно менять его характеристики, в первую очередь, прочностные.
Данные по сериям испытаний представлены в таблицах.
Некоторые предварительные выводы:
1. При блокировании станции с помощью репшнура, при необходимости связать его в кольцо, допустимо использовать не только классический вариант «грепвайн», но и дубовый узел. Он, безусловно, допускает меньшую нагрузку, по сравнению с грепвайном, но вполне достаточную для надежности станции в целом. При этом очевиден выигрыш в скорости организации станции.
2. Подтверждается высокая надежность дубового узла для связывания веревок при спуске последнего в группе.
3. Вариант блокировки станция петлей, со стременем в центральной точке — можно рекомендовать как эффективный и безопасный способ. Он отлично работает на всех петлях; при использовании тонкой дайнимы такой вариант будет дополнительно снижать нагрузку на вторую точку, при отказе (вырыве) первой.
4. Не показано значительной разницы в прочности соединения петель без карабина разными способами. При этом в разных источниках и методических пособиях можно встретить утверждение о ненадежности удавки. Данные по разрывной нагрузке показывают, что прочность подобных соединений не достаточна для организации станции на одной точке (выступе или дереве).
5. В качестве ограничительных узлов на стандартной компенсационной петле помимо дубовых узлов, допустимо использование как узла «стремя» на карабине, так и полусхватывающего узла на карабине.
6. Узел стремя на одинарной стропе из материала дайнима заметно "плывет" при сравнительно небольших нагрузках, поэтому часто требует дополнительного ограничителя.
Чтобы подтвердить предварительные выводы, необходимо провести серию динамических тестов, до подобных испытаний к выводам лучше отнестись достаточно критично. Испытания планируются в июне-июле 2018г.
Результаты будут обсуждаться в рамках тренерского семинара ЦШИ ФАР, а так же в формате УМК ФАР. По итогам обсуждений, возможно, будет необходимо пересмотреть ряд рекомендаций и ограничений при блокировании страховочных станций и организации промежуточных точек страховки.