Сравнение×

ТрансУрал. Это был захватывающий опыт! Это была ЖЕСТЬ!

Они понимали, что будет трудно, но даже не предполагали насколько. Им казалось, что в прошлый раз уже узнали эти горы и теперь готовы к соревнованиям, экипированы и опытны. После финиша на «сотке» в головах будет только одна мысль: «Это была жесть!». Удовлетворение от сделанного придет позже... а уже через 4 дня они снова выйдут на старт.
Трое представителей спортивной команды ВЕНТО стали участниками «Полярной серии» в рамках соревнований ТрансУрал. Алексей Маликов и Павел Пескин здесь уже во второй раз, а Алексей Ермоленко впервые. Формат и место соревнований меняются каждый год. В 2018-м организаторы предложили любителям горного бега дистанции, позволяющие увидеть всю суровую красоту сразу двух Уралов – Приполярного и Полярного, побывать на вершинах Манарага и Народная, а также оказаться у эффектного ледника Романтиков. Район крайне труднодоступный, но невероятно красивый. Сначала парни отправились на 100 км по Приполярному Уралу. Гонка проходила в тяжелейших погодных условиях. Судьям, в целях обеспечения безопасности, пришлось закрыть подъем на обледеневшую вершину Манараги и развернуть спортсменов раньше. Через 4 дня после этого испытания, необходимо было собраться с духом и выйти на старт второго забега на 10, 30 или 53 км (на выбор участника). Наши выстояли! Были и пьедесталы! По традиции, мы попросили бегунов поделиться впечатлениями об этом приключении. Всем троим были заданы одинаковые вопросы, но какие разные получились ответы!


 

 

Алексей Маликов (13 место на дистанции 100 км (5-е в своей возрастной группе); 7 место на дистанции 53 км (4-е в своей возрастной категории)).

 

Ты второй раз на Трансурале. Почему решил вернуться?

– Невероятный русский север, плюс горы, что может быть круче? А пожить на базе «Желанное» несколько дней без связи… жаль пришлось бежать 100 км)).

 

Как встретил Урал? Погода, дорога, условия.

– Это особое место – дикое и труднодоступное. Тебе приходится не только бежать трейлы, но и тратить много сил на то, чтобы добраться к месту старта. 35 часов на поезде, 6 часов на машине «Урал», и мы на «Желанном», несколько дней там, и снова 6 часов на вахтовке с бродами, ночёвка в Инте, утром поезд, еще 7 часов на поезде, и мы на станции Собь, тут всего 50 метров до жилья – обычный купейный вагон, который переставили на кирпичи, день отдыха, утром забег 55 км, и мы в Харпе, оттуда трансфер до Лабытнанги, паром в Салехард, и на следующий день перелёт в Москву! Погода все дни, кроме гонки на 100 км, была хорошая: то солнце, то облачно, очень необычно в августе ходить в шапке, свитере, куртке и зимних штанах, кажется, что лето закончилось… Хорошо, что мы его еще продлим тренировочным сбором в Черногории и Крымской многодневкой.
 

Важен ли тебе результат или бежишь только ради красот? Разрабатываешь ли тактику на гонку?

– К сожалению, в этом году набег километров получился меньше, чем в прошлом. Мало было гор. Но общая выносливость подросла, и очень помог подводящий сбор в Швейцарии, где первый раз за год удалось сделать серьёзные наборы высоты. Если говорить о месте в протоколе – для меня это очень важно, всегда после гонки анализирую статистику. Это была первая моя гонка на 100 км, не до борьбы с соперниками было – тут только я и трасса. 
Тактика – наше всё. Обдумываем, всё, что можно, лишь бы не тренироваться))… А если серьезно, прорабатываем до мелочей количество еды, прохождение пунктов питания, набор высоты, качество троп и дорог, остановки на отдых и т.д.
 

 

Как всё прошло? Доволен? 

– Доволен безумно! Это было очень непросто, это было сложнее всего в жизни, это был захватывающий опыт, это была ЖЕСТЬ! 100 км. Стартовали в три утра, через 500 метров брод, и потом мокрые кроссовки на всю гонку. Ошеломительный северный рассвет, который окрашивает горы в потрясающий цвет. Всего 18 км позади, начинается дождь, он шёл и шёл, постоянно и всё время гонки - ВСЁ! Иногда превращался в град с ветром, такой силы, что если выпрямить в стороны руки, то тебя буквально уносит, или бил в лицо с такой мощью, что невозможно было терпеть и приходилось все лицо закрывать баффом. Начался подъем на Народную 1895, уже знакомый по прошлому году, вот только с другой погодой, снежник был в три раза длиннее. И тут мы узнали, что мокрый курум (нагромождение камней разной величины) и сухой курум – это две совершенно разные вещи, ноги надо ставить ещё чётче, а на это тратится намного больше энергии. Спустились с Народной, 30 км позади. Полностью мокрые направились к перевалу Кар-Кар, как позже выяснилось 1б по туристской категории, вниз бежать невозможно, очень техничный сложный спуск, преодолев и его, мы оказались в долине реки Манарага, 15 км по ней и мы у подножия самой горы. Это 50-й км трассы, и здесь нас ждёт суп и макароны, которые предлагают добрейшие волонтёры! И снова подъем и надежда, хотя бы глазком увидеть царицу Уральских гор, но нет, нас пустили только до перевала Студенческий, а гора спряталась от нас за облаками. На подъёме начались первые признаки усталости – пришлось прилечь на такой мягкий и манящий мох…, нас разбудили следующие участники, которые уточняли – всё ли нормально? Да, у меня всё нормально, снова вверх и как ветер вниз, лечу, ноги практически не касаются земли – смотрю на часы, а там километр за 7:30, мда... На пункте питания догнал, опять уплетающих макароны, Пашу и Лешу и, полежав пять минут около стола, снова в путь. После 60 км – бежать тяжелее, начинают болеть суставы от холода и нагрузки. Добрались до 75 км. На ПП спрашиваем: «Как там дальше трасса? Сложная?». «Вроде, перевал Зигзаг, не такой сложный», - отвечает волонтёр. Поднимаемся наверх, лёгкая тропинка, стандартный дождь, туман и холод, слева ущелье с каскадами водопадов, осталось всего 30 км, вроде успеваем до темноты! Но эта мысль быстро улетучилась. По такому сложному куруму я ещё никогда не бегал, огромные двухметровые камни уютно расположились на склоне, который нам надо было траверсировать! Наградой нам было волшебное озеро – абсолютно гладкое, берег весь в камнях и не видно в тумане противоположного берега. Казалось, если войти в него, то портал перенесёт тебя в волшебную страну. Энергии озера хватило на 1 км, энергии геля с двойным кофеином ещё на 2 км, и вот включаю режим терпёжки, мучительные 25 км, то бег, то курум, то скандинавская ходьба и снова броды. После финиша сил осталось только снять одежду и залезть в спальник. Во время гонки я бы, наверное, мог запустить в голову мысли о сходе, но в этом не было смысла: если сойти в дальней точки дистанции, то оттуда все равно 40 км до лагеря и только пешком.

Гонка полярный Ультрамарафон: 4 дня отдыха и 4 разных варианта, что мне делать дальше: в первый день я хотел уехать домой, во 2-й день – уже подумывал бежать 10 км, на 3-й день – бежать 30 км и на 4-й день я определился, что готов бежать на полную дистанцию 55 км. После урока Манараги, решаю взять дополнительную флиску, а также принимаю решение надеть под беговые лосины термобелье, в итоге оно меня мучало всю дорогу. Погода была идеальная для севера и для бега, а виды открывались просто космические. К сожалению, моих литературных способностей не хватит, чтобы описать плато Раиз, ледник Романтиков, Нефритовое ущелье, гору Динозавр. Трасса была больше беговая, но после прошлой гонки, конечно, не успел восстановиться. Колено, стопы и подъёмы стоп дают о себе знать уже на 25 км трассы. В тонусе меня держали энергия гор и один из участников, который был то впереди, то сзади, и я очень боялся финишной разборки. Последние 5 км бежим по дороге, и вот он сообщает мне, что готов не бороться со мной на финише, так как я лидировал практически всю гонку. Подводя итог, очень красивый трейл, безумные виды, но бежать 55 км после гонки на 100 км тяжело. 

Хочется вернуться ещё раз? Посоветуешь другим эти соревнования?

– Думаю, вернусь сюда не скоро, ведь ещё столько интересных мест не пробегано и не прохожено. Но обязательно вернусь на гонки под брендом Трансурал. В следующем году уже думаю о Среднем Урале, а также будет эксклюзивная гонка – перевал Дятлова 80 км с заброской и забором спортсменов на вертолете. Посещение Полярного и Приполярного Урала посоветую всем – это безумно красиво, а вот бегать там ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО, у меня нет таких сумасшедших друзей, или они уже там были. 

В прошлом году участники Венто позиционировали себя одной командой – совместная тактика, болели и переживали друг за друга. Продолжили традицию?

– Конечно! Всё планировали вместе и обсуждали нюансы, помогали собирать рюкзаки, ну, а на гонке мы практически один организм. На 100 км бежали до 80 км все вместе, а это не просто на такой длинной дистанции. Команда очень помогает и в восстановительных процедурах после тяжёлой гонки. 

Что использовал из снаряжения и как оно себя показало?

– Еда - надо брать больше и особо не рассчитывать на организаторские ПП, так как волонтеры доставляют её на себе. Например, на ПП под Манарагой им надо было преодолеть с грузом 40 км пешком – невероятно! 
Палки - на дистанции 100 км очень помогли в конце, так как суставы совсем замёрзли, и даже пешком проще было идти с ними.
Одежда - это горы и надо на это рассчитывать, когда ты бежишь 18,5 часов всегда мокрый, постоянные болота и броды чуть не по пояс, а также температура +5 и иногда град! Надо чётко продумывать одежду, у меня это не до конца получилось.

 


 

Павел Пескин (11 место на дистанции 100 км (4 по своей возрастной группе); 3 место на дистанции 28 км (2-е в своей возрастной категории)).

 

Ты второй раз на Трансурале. Почему решил вернуться?

– Как мы сейчас уже поняли, в прошлый раз нам очень повезло с погодой и Приполярный Урал предстал перед нами в лучшем своем свете. И, когда команда Трансурала объявила о старте нового проекта - "Полярная серия" из двух гонок: 100 км с забегом на Манарагу на приполярном + пересечение Полярного Урала в районе ледника Романтиков, отказаться было сложно.

Как встретил Урал? Погода, дорога, условия.

– Урал, как и в прошлый раз, встретил гостеприимно, дорога была уже знакома, погода обманчиво хорошая, только снежников в этом году значительно больше. Голубое небо и солнышко расслабили, но такого мрачного выступления на брифинге я еще не видел. Говорили, что вершины закрыты из-за льда, решение о пропуске участников на вершины будет приниматься по обстановке на месте, трасса упрощена, убедительно просили быть предельно внимательными и помогать друг-другу. Слово "жесть" из уст Антона Жиганова (организатора гонки) звучало многократно.

 

Изменилось ли твоё ощущение себя на этих соревнованиях? Ты стал сильнее за этот год? Тебе важно место? Обращаешь ли внимание на состав участников? Готовишься тактически к гонке?

– Ощущение изменилось в том плане, что я теперь наверняка знаю, что могу преодолеть 100 км в горах в тяжелых и непредсказуемых условиях, да еще и с неплохим результатом. Стал ли сильнее - покажет PI на сайте itra (мировой показатель уровня спортсмена), психологическая готовность точно выросла, лучше знаю свои силы, опыт накапливается. Место во многом от состава участников зависит. Высокие места приятны, но это не так важно, главное отработать самому.
Тактика всегда есть, и я стараюсь её придерживаться. Но трейлраннинг тем и интересен, что есть множество факторов, на которые ты не способен повлиять, и план приходится менять по ходу гонки. Например, заброску отменили, первый пункт питания не успели развернуть (застрял вездеход), дождь всю гонку, пустят или не пустят на Манарагу стало известно непосредственно под ней, финишную часть трека (30км) изменили за день до старта. И как тут что-то планировать? Надо просто быть готовым ко всему и адекватно реагировать на изменение ситуации. Но плохой план точно лучше, чем никакого.

Как всё прошло? Доволен?

– Прошло все интересно. Если гонка на Приполярном Урале напоминала экстрим-марш-бросок с проверкой на прочность всех участников, то на Полярном - северный курортный трейл в лучших проявлениях - прекрасная погода, дистанции без технического экстрима, прекрасные виды. Доволен, конечно, хоть и устал. Первые 100 км в жизни, первые подиумы в группе и в абсолюте, чувство борьбы за призовые места – довольно яркие ощущения.

 

Хочется вернуться ещё раз? Посоветуешь другим эти соревнования?

– Посоветовать другим готов, сам еще раз возвращаться – пока нет. Но незакрытый гештальт остался – на вершину Манараги мы так и не попали, так что все может быть.

В прошлом году участники Венто позиционировали себя одной командой – совместная тактика, болели и переживали друг за друга. Продолжили традицию?

– Да. В трейловой среде и так ощущаешь себя внутри одной команды – многие друг друга знают, а на таких стартах и вовсе уже все как старые знакомые. Если говорить об участниках ВЕНТО – мы определенно команда: совместная работа на гонке и в лагере, поддержка советом, снаряжением, едой. Это помогает хорошо отработать во время старта и сберечь силы на отдыхе. А бежать длинные дистанции вместе психологически проще, особенно в таких непростых условиях.

Что использовал из снаряжения и как оно себя показало?

– По снаряжению ничего особенного: вентовские палки с длинной рукояткой (не подвели), проверенные кроссовки Hoka speedgoat 2 и пятипальцевые носки injinji (ни одной мозоли, все ногти на месте), легкие тайцы и беговые перчатки из Декатлона (ожидаемо оказались слишком холодными для тех условий), старенькая термуха от Sivera и легкий мембранный анорак гвор от нее же (более 15 часов движения под дождем - верхняя часть тела абсолютно сухая), китайский рюкзак с мягкими бутылками aonijie 10l - меня устраивает и отлично сидит (за свои деньги прекрасный вариант). Надо понимать, что снаряжение никак не заменит подготовку, но внезапно может оказаться той причиной, которая не даст эту подготовку максимально проявить.
+ про часы. Тестировал на гонке свои новые часы Huami Amazfit Stratos - интересный вариант за небольшие деньги, объединяющий функции фитнес-трекера, умных часов и спортивных часов. В режиме "трейл", с отключенным пульсометром, после почти 19 часов работы оставалось 14% заряда.  Если отключить виброуведомления на каждый километр, можно достичь и лучших результатов. Точность гпс+глонасс высокая, не регулируется. Из важных плюсов, не обозначенных в рекламных материалах, – поддержка треков и уведомление при отклонении и возвращении на трек.


 

 

Алексей Ермоленко (8 место на дистанции 100 км (2-е по своей возрастной группе); 6 место на дистанции 53 км (2-е в своей возрастной категории)).

 

На Урале я впервые. Поехал по приглашению Алексея Маликова. Не пожалел. Там красивейшая природа: кругом горы, реки, таежные растения и мягкий мох. Старт этот советую только опытным спортсменам, и начинать гонку лучше в группе, командой. Мы использовали совместную тактику, делились едой и детально планировали каждый забег, болели друг за друга. Для себя сделал открытие – оказывается, при работе на низком пульсе (120-130), я могу иметь работоспособность под 24 часа, о чем я не предполагал ранее. Теперь захотелось попробовать суточный бег.
Расскажу подробнее про второй забег на 50 км на Приполярном Урале. Он состоялся через 5 дней после первого этапа длиной 100 км, и состояние было уже «ушатаным». План на гонку был выбежать из 7 часов. Планировал поберечь до 30 км, а потом «прошить» всех на спуске и, главное, добежать до финиша, не переходя на шаг. На место начал смотреть с 25-го км, это важно для меня, но не определяющее. Гонкой доволен на 4 балла из 5. Силы рассчитал на 49 км, а дистанция была – 53.  Силы закончились, и я приуныл, перейдя на шаг. От меня ушло 4 место в абсолюте, а третье оказалось в менее чем 15 минутах! И все равно я очень доволен! Закончил без травм и мозолей, несмотря на то, что бежал в новых кроссовках Salomon серии s-lab! При этом набег за июль был менее 50 км, а за август в районе 90 км (практически без набора).
Вернуться пока желания нет, хочется съездить на Алтай, Байкал, Эльбрус и Непал! 

Экипировка: использовал палки VENTO, перчатки, рюкзак, термобелье, носки и кроссовки Salomon; яркую шапку Buff и ветро/водо защитные ветровки. Экипировка на таких гонках является не менее важным элементом, чем физическая подготовка и план на гонку.